Из истории Успенского района

В северо-восточной части Павлодарской области расположен Успенский район. На севере и северо-востоке он граничит с  Качирским, на западе и юго-западе-с Павлодарским, на юго-востоке- с Щербактинским районами Павлодарской области, на северо-востоке-с Алтайским краем и Новосибирской областью Российской Федерации. Рельеф района равнинный, климат резко континентальный, почвы каштановые. Растительный мир представлен ковылем, типчаком, полынью, осокой, камышом, на северо-березовыми колками, из животных обитают волк, лисица, заяц,  корсак, суслик, водятся перепелка, утка, гусь и другая птица. В недрах района разведаны запасы поваренной соли, естественных строительных материалов.

История Успенского района ведет свое начало с 31 января 1935 года, когда постановлением ВЦИК было утверждено образование Лозовского района в результате разукрупнения Цюрупинского района Восточно-Казахстанской области. В состав района вошли 14 сельаулсоветов: Белоцерковский, Богатырский, Дмитриевский,  Жайнакский, Лозовский, Надаровский, Новопокровский, Павловский, Равнопольский, Рождественский, Таволжанский, Успенский, Ушкольский. Районным центром планировали сделать село Лозовое, отсюда и первоначальное название района. Но в итоге центром нового района стало село Успенка.

С  2 января 1963 года район называется Успенским.

До образования 15 января 1938 года Павлодарской области Лозовский район входил в состав Восточно-Казахстанской области. Численность населения Лозовского района, по данным переписи 1937 года, составляла 16091 человек, из них мужчин-7806, женщин-8285. На 1 января 1940 года в районе проживало 18617 человек.        

1 апреля 1935 года на первом пленуме Лозовского райисполкома 1-го созыва председателем Лозовского райисполкома был утвержден Калинин Иван Федорович. Пленум утвердил  также заведующих отделами райисполкома и инспекторов: заведующим райземотделом-Сироткина, председателем райплана-Серебрякова С.В., заведующей райздравотделом-Тертышную Е.Н., инспектором внуторга-Стермана Г.И., инспектором коммунального хозяйства-Ляха Т.М., военным инспектором-Мамота Г.И., заведующим райфинотделом-Федорова Н.И., заведующим райотделом связи-Ачкулакова, секретарем райисполкома-Питерс Н.И. Заведующего районо назначили позднее, с 7 июня 1935 года им стал Зубков.

Руководству вновь созданного района необходимо было в кратчайший срок обеспечить строительство райцентра для размещения в Успенке районных организаций. Проблема заключалась в отсутствии  нужного количества пригодных помещений. Ее пытались решить как за счет ремонта существовавших зданий в самой Успенке, так и за счет разборки и перевозки домов из других населенных пунктов района с последующей сборкой на месте.

Так, из Рождественки решили вывезти бывший «кулацкий» дом, в котором временно размещалась школа колхозной молодежи. Зданию требовался ремонт: саманные стены разрушались, крыша проржавела потолок  частично прогнил. Полученные в результате разборки стройматериалы решили использовать для строительства райисполкома. Кроме  того, из села Рождественка решили перевести в Успенку  здание бывшей  церкви, из села Преображенка-здание школы, из села Крупское-здание конторы колхоза имени Гусева.

Перевозка разобранных домов и стройматериалов осуществлялась силами колхозов района. Для правильной разборки и руководства перевозкой домов сельсоветами выделялись ответственные плотники.

Работу по строительству райцентра считали делом неотложным и важным, виновных в срыве этой работы предполагалось  привлекать к административной ответственности. Однако строительство продвигалось с трудом. Вопрос о строительстве  райцентра рассматривался 1апреля 1935 года на первом пленуме Лозовского райисполкома. Пленум постановил прикрепить сельсоветы района к отдельным домам, предназначавшимся к перевозке, и возложить на сельсоветы ответственность за качественную сборку домов на месте. Кроме того, предлагалось развернуть массовую работу среди колхозников по продаже ими мебели районным организациям.

Постепенно работа по строительству райцентра стала налаживаться, и 22 октября 1935 года президиум Лозовского райисполкома констатировал успешное и удовлетворительное выполнение постройки здания РИКа кубатурой2481,48 м. с достижением экономии 12 тысяч 133 рубля. Однако проблемы оставались. В числе их недостатков и трудностей отмечалось отсутствие планировки райцентра и плана перспектив его развития по годам. Строительство райцентра затруднялось дальностью доставки стройматериалов - за170 км., отсутствием на месте жженого кирпича, извести, камня, а также несвоевременным отпуском средств из областного бюджета.

Борьба за благоустройство населенных пунктов руководством района проводилась не только в райцентре. В апреле 1935 года  президиум Лозовского райисполкома, отметив значительно возросшее материальное положение колхозников и их культурный уровнь, потребовал от сельсоветов и правлений колхозов района наведения порядка в населенных пунктах: сельсоветы должны были взять на учет все имеющиеся на их территории брошенные владельцами дома и другие пустующие строения, обеспечить полную их сохранность, не допускать слома или продажи на слом пригодных  для использования строений. Эта мера необходима, поскольку пустующие здания населением разбирались на топливо и другие цели. Организации, колхозы и единоличники обязаны были беречь древонасаждения, рубка имеющихся насаждений категорически запрещалась. Более того, владельцы домов, организации, единоличники обязаны были уже весной 1935 года произвести посадку на улице рядом со своими домами не менее 4-8 деревьев каждый, впоследствии обеспечивая сохранность насаждений и уход за ними. Посадки должны были быть сделаны с соблюдением прямолинейности улиц.

Сложно обстояло дело в новом районе и с дорожным строительством. Из паспорта Лозовского района, составленного 23 июня 1940 года, можно узнать, что в районе «дорог железных, шоссейных и грунтовых не имеется». Имевшиеся же проселочные дороги были в плохом состоянии. В ходе месячника по борьбе с бездорожьем, объявленного Восточно-Казахстанским облисполкомом с 5 июня 1935 года, в районе проводилась работа «по выправлению дорог»: в низинах, заливаемых дождем и весенними водами, возводились насыпи, по дорогам засыпались канавы, окапывались бугры. К работе по дорожному строительству   привлекалось взрослое население из числа колхозников и единоличников.

Месячники  по дорожному строительству проводились регулярно, однако положение менялось медленно. Строительство дорог затруднялось отсутствием  в  районе специалиста по дорожным работам.

Первые годы  существования   Лозовского района были наполнены напряженным трудом по  созданию хотя бы минимальных  культурных условий жизни. Как отмечалось в Постановлении  бюро Лозовского райкома ВКП(б)  от 13 февраля 1936 года, район не имел телефонной и телеграфной связи, оставаясь оторванным от  областного центра, города Семипалатинска, и других районов  Восточно-Казахстанской  области. Необходимы были райбольница, школа  десятилетка, не хватало жилых помещений и помещений  для целого ряда  организаций.

Бюро райкома ВКП (б),  поддерживая решение Президиума  Лозовского райисполкома, ходатайствовало перед Восточно- Казахстанским облисполкомом  об ассигновании и включении в бюджет района на 1936 год сумм  в 25 тысяч рублей  на постройку райэлектростанции,  49 тысяч -  рублей на постройку  Дома колхозника, 15 тысяч рублей – на постройку и оборудование  кирпичного завода. Бюро райкома просило Восточно-Казахстанский обком ВКП (б)  воздействовать на облисполком, чтобы в бюджет района  на 1936 год  было включено строительство  райбольницы на 25 коеек, школы десятилетки и 4 четырех квартирных  жилых дома.

Просили и о воздействии на областной отдел связи, который совершенно не занимался вопросом постройки и оборудовании телефонно- телеграфной станции.

До налаживания же телефонной связи сообщение в районе осуществлялось при помощи гужевого транспорта. Кроме того, работники районных организаций  использовали в служебных поездках  велосипеды.

В мае 1935 года Президиум райисполкома распределил 13 поступивших велосипедов, предназначавшихся  для специалистов района, следующим образом: райземотделу было выделено 5 велосипедов, райздравотделу- 3, районо- 2,2 велосипеда передали инструкторам райкома ВКП(б), а  1- инструкторам райисполкома.

Основным хозяйственным направлением района являлось сельскохозяйственное производство, преимущественно – выращивание зерновых культур и животноводство.

Виртуальный гид

Телефон доверия

WhatsApp акима